Логин:  
Пароль:  
   

Монументальные группы Торака

26.07.2020

В отличие от фашистских фигур, героиня испанского павильона отбрасывала прошлое во имя свободного будущего и, в отличие от фигур советских, обладала фотографической точностью, сообщавшей ее порыву реальность.

И он действительно был реальным. В феврале 1936 года Народный фронт выиграл выборы в Испании; в июле генерал Франсиско Франко возглавил вооруженное восстание; последовали три года гражданской войны между националистами (в основном из числа военных, клириков и промышленников) и республиканцами (преимущественно социалистами, коммунистами, анархистами и либералами при поддержке басков и каталонцев). Гитлер и Муссолини активно помогали националистам, Сталин вяло поддерживал республиканцев. Таким было поле боя, маячившее за воинственной женщиной испанского павильона, который сразу на нескольких уровнях объединял искусство модернизма и демократическое сопротивление. Модернистским было и здание в духе Ле Корбюзье, которое спроектировал Жузеп Луис Серт (1902-1983), и главные экспонаты выставки — две протестные картины, созданные во имя республиканской борьбы: «Восставший каталонский крестьянин» Миро и «Герника» Пикассо.

Хотите стать успешным гемблером? Начните играть бесплатно в казино https://vullkancasino-udachi.com/, а после переходите к игре на реальные ставки.

Двадцать шестого апреля 1937 года немецкий легион «Кондор» разбомбил баскский городок Гернику. Пикассо, который за год до этого стал почетным директором мадридского музея Прадо, написал «Гернику» за пять недель, взяв за основу мотивы и формы своих кубистско-сюрреалистических работ того времени. Огромное полотно показывает четырех женщин, объятых ужасом: одна падает из горящего дома, две другие, обезображенные страхом, спасаются бегством, четвертая — кричит, держа на руках своего мертвого ребенка. На земле лежит разорванное на куски тело солдата, вопит в агонии лошадь, прямо в глаза зрителю уставился бык. Животные выражают звериную ярость бомбардировки, но в этом перевернутом с ног на голову мире они обнаруживают некую человечность, которая, напротив, безжалостно содрана с людей. Весь этот хаос фрагментов Пикассо объединяет пирамидальной композицией и приглушенной палитрой черных, белых и серых оттенков. Но главное, в чем проявился его гений, это трансформация собственных модернистских изобретений — кубистской фрагментации и сюрреалистической деформации — в выражение негодования: «Герника» — образец модернистского искусства на службе политики. Отвечая на нацистскую бомбардировку, парируя националистические обвинения в адрес республиканцев, что они-де оскверняли «художественные сокровища» Испании, «Герника» одновременно развенчивает мифические построения тоталитарных режимов и опровергает реакционные убеждения, согласно которым единственным политическим искусством является социалистический реализм, тогда как модернизму публичность заказана. Модернизм уживается в ней с конкретностью, ответственностью и сопротивлением. «Вы это сделали?» — спросил у Пикассо, показывая на «Гернику»,нацистский офицер. «Нет, — ответил, как рассказывают, художник, — это сделали вы».